Рекомендуем к посещению:

Пример создания базы знаний

В качестве примера рассмотрена возможность применения базы инженерных знаний для решения задачи формирования облика дозвукового самолета.

Постановка задачи 

Разработке подлежит предварительная версия базы знаний структурного и параметрического синтеза конструктивной схемы дозвукового пассажирского или транспортного самолета. Необходимо определить схемные признаки и основные параметры самолета, исходя из его назначения и основных технических требований.

 

Заметим, что принципы выбора схемных решений и рекомендации, приведенные в учебной литературе [Проектирование самолетов. Под ред. С.М.Егера. - М., 1983; Компьютерные технологии проектирования. Конспект лекций. Часть 1 / А.Г.Гребеников и др. - Харьков, ХАИ, 2001], недостаточно конкретны - это связано с особенностями применения общих принципов в каждом конструкторском бюро.

В частности, никакие из опубликованных рекомендаций не позволяют формальными методами синтезировать схемные решения, соответствующие облику пассажирского самолета Ан-148 (высокоплан, двигатели под крылом, оперение Т-образное). Поэтому приведенные в примере правила принятия схемных проектных решений могут рассматриваться только как иллюстрация возможного пути построения базы знаний структурного синтеза.

Таким образом, полезные результаты в области структурного синтеза, где преобладают не расчетные, а логические задачи, могут быть получены, как уже отмечалось, только в случае воплощения в базе знаний опыта конкретного коллектива проектировщиков.

Структурный синтез 

Задачи структурного синтеза применительно к облику самолета состоят в определении его параметров формы (схемных признаков) и основных параметров размерности [Проектирование самолетов. Под ред. С.М.Егера. - М., 1983; Основы автоматизированного проектирования самолетов / Егер С.М. и др. - М., 1986], таких как:

балансировочная схема;

тип, число и расположение двигателей;

форма и расположение крыла, вертикального и горизонтального оперения;

площадь крыла и др.

В настоящем примере для дозвукового пассажирского или транспортного самолета число признаков ограничено следующими: - тип двигателя (ТВД, ТВВД, ТРДД); - расположение крыла (верхнее, нижнее); - расположение двигателей (на крыле, под крылом на пилонах, на фюзеляже в хвостовой части); - расположение горизонтального оперения (низкорасположенное, Т-образное).

Принят следующий состав проектных операций:

Модуль «Выбор типа двигателя»:

Вход - крейсерская скорость; выход - тип двигателя.

Механизм - таблица решений:

 

Крейсерская скорость

До 500

500..750

750..1000

ТВД

ТВВД

ТРДД

Модуль «Выбор расположения крыла»:

Входы - назначение самолета и тип двигателя; выход - расположение крыла.

Механизм - таблица решений:

 

 

Тип двигателя

Назначение самолета

ТВД

ТВВД

ТРДД

пассажирский

верхнее

верхнее

нижнее

транспортный

верхнее

верхнее

верхнее

Модуль «Выбор расположения двигателей»:

Входы - расположение крыла и тип двигателя; выход - расположение двигателей.

Механизм - таблица решений:

 

 

Тип двигателя

Расположение крыла

ТВД

ТВВД

ТРДД

верхнее

на крыле

на крыле

под крылом

нижнее

--

--

под крылом

Модуль «Выбор расположения горизонтального оперения»:

Вход - расположение двигателей; выход - расположение ГО.

Механизм - таблица решений:

 

Расположение двигателей

на крыле,

под крылом

на фюзеляже

низкорасп.

Т-образное

В качестве упражнения предлагается создать базу знаний, сгенерировав в ней перечисленные модули знаний и объединив их в метод «Формирование облика самолета», и выполнить его тестирование при различных сочетаниях исходных данных. 

 

О сайте

Система автоматизации проектных работ, или система автоматизированного проектирования, САПР (англ. CAD, Computer-Aided Design) — программный пакет, предназначенный для автоматизированного проектирования (CAD), разработки (CAE) и производства (CAM) конечного продукта, а также оформления конструкторской и/или технологической документации(PDM).

Свежие материалы


Вы здесь: Главная